Допуск водителей к управлению транспортными средствами: правила, порядок, ответственность
Содержание статьи
Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, которую проводит государство и контролирующие органы РФ, объёмна и серьёзна.
В этой статье, мы расскажем, по каким правилам осуществляется подготовка и допуск водителей к управлению транспортными средствами, а также какая предусмотрена ответственность за допуск водителя к управлению ТС без прав.
Допуск водителей к управлению транспортными средствами на предприятии
Прежде всего, стоит отметить, что приказом по предприятию к управлению транспортными средствами назначаются работники:
- имеющие удостоверение на право управления ТС соответствующей категории;
- достигшие 18-летнего возраста;
- обученные безопасным методам и приёмам труда;
- прошедшие медосвидетельствование.
Водитель погрузчика, помимо вышеперечисленного, может получить допуск если он дополнительно имеет:
- удостоверение на право управления авто- или электропогрузчиком;
- удостоверение водителя АТС;
- удостоверение о присвоении II группы по электробезопасности.
Допуск водителя к перевозке опасных грузов возможен только если он предварительно прошёл должный курс специального обучения и имеет удостоверение на право работы с опасными грузами. К работе (управлению автомобиля) на предприятии без стажа могут получить допуск лица, трудоустраиваемые впервые после окончания учебного заведения, но только после стажировки под руководством опытных наставников. Согласно положению о стажировке воителей, стажирование также обязательно и для водителя автомобиля, имеющего перерыв в водительской деятельности более, чем 1 год и водителей, переведенных на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозки пассажиров. Приказ о допуске таких водителей к управлению автотранспортом (как образец – акт закрепления за а/м), а именно к самостоятельной работе, оформляется заключением, которое будет храниться в личном деле сотрудника.
Допуск водителей к управлению автобусом и грузовых автомобилей является неотъемлемой составляющей общей подготовки к рейсу, когда работник выходит на смену. Возможен он только при укомплектованном АТС, оформленном путевом листе, утверждённом графике движения/стоянки/питания/сна. Выход водителя на линию осуществляется после того, как он произведёт контрольный осмотр, проверку работоспособности тормозной системы, рычагов управления, звукового сигнала, освещения, механизмов перемещения груза. В некоторых случаях требуется проведение инструктажа, что регистрируется в соответствующем журнале.
Допуск водителей к международным перевозкам
К работнику, осуществляющему перевозку в международном сообщении, предъявляются профессиональные и квалификационные требования для того, чтобы он был допущен к выполнению трудовых обязанностей.
Водитель автомобиля должен знать основы правовых норм, порядок лицензирования, технический регламент и экологические требования, касающиеся перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении.
Требования предъявляются не только к профессиональной надежности водителей, но и к состоянию их здоровья. Это напрямую влияет на обеспечение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов. Работник должен иметь медсправку, подтверждающую отсутствие у него противопоказаний для осуществления профессиональной деятельности. Она выдаётся на основании пройденного медицинского освидетельствования в организациях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию данного вида услуг.
Зрение и допуск водителя к управлению автомобилем: ограничения, которые оговаривает закон
Вернёмся к состоянию здоровья водителя, и поговорим о том, как часто следует проходить обследование на зрение для того, чтобы быть допущенным к управлению автомобилем. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ водители личных автомобилей должны проходить осмотр у офтальмолога только при получении, а также при продлении водительского удостоверения. Профессиональные же водители должны проходить медкомиссию в момент трудоустройства и каждые два года в течение всего периода осуществления трудовой деятельности. Кроме того, допуск водителей, занимающихся перевозкой опасных грузов и пассажиров, по зрению осуществляется после каждого рейса.
Допуск водителя до работы: ответственность за нарушение установленного порядка
В случае, если порядок допуска водителей к управлению транспортными средствами нарушается, то это влечёт наложение штрафных санкций. Рассматривают дела о таких правонарушениях старшие инспектора безопасности дорожного движения и государственные инспектора безопасности дорожного движения.
Что гласят новые правила о допуске водителей к работе? Привлечение работников с иностранными правами к перевозкам на территории РФ невозможен. За то, что управление транспортными средствами осуществляют работники не имеющие российских национальных водительских удостоверений, наказание несут должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Штраф предусмотрен в размере 50 тысяч рублей. Если же сотрудники ГИБДД задержали водителя не имеющего права управления транспортным средством или в состоянии алкогольного опьянения, то наказание будет определено в соответствии со ст. 12.32 КоАП РФ. Подтвердив наличие алкоголя в крови водителя, будет наложен административный штраф на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС предприятия, в размере 20000 рублей; на юридических лиц – 100000 рублей.